№19.024074.96-5 от 12.11.2014 выдана Министерством Туризма Бразилии
Алексей - Русский гид в Рио-де-Жанейро, фотограф в Бразилии
Услуги профессионального гида и фотографа в Рио-де-Жанейро

Пользование общественным транспортом в Рио-де-Жанейро

Дата публикации Тип публикации - Статья Статья Количество просмотров 1321 Источник Гид Алексей Ренсков


Решили самостоятельно куда-то доехать и растерялись? Тогда эта статья расскажет о специфике городского общественного транспорта Рио-де-Жанейро и откроет некоторые трюки, которые вам могут встретиться используя его для передвижения по городу.

Такси

Автомобили городского такси имеют желтый цвет, по боковым сторонам темно-синяя полоса, шашечки на крыше. Шашечка включена - такси свободно, выключена - занято. Таксисты передвигаются по городу и вне его по счетчику по двум тарифам. 1 тариф - это утреннее и дневное время в рабочие дни, 2 тариф работает в вечернее время (после 18:00), в выходные и праздничные дни и при поездках в соседние города. Эти цифры горят на табло таксометра. Стоимость делится на 2 составляющие - стоимость посадки + стоимость поездки. При посадке таксисты берут около 5 реалов и за поездку по 2 реала за километр (стоимость указал примерную).

Фото 6253. Городское такси Рио-де-Жанейро

Чтобы поймать такси необходимо просто поднять руку. Система заказа такси не сильно понадобится особенно в пляжных районах из-за большого количества этого транспорта. Заранее такси обычно не заказывают. Если вы пользуетесь новыми технологиями, то на помощь вам придут приложения для смартфонов и планшетных компьютеров: 99TAXIS, EasyTaxi. По этим программам такси вызывается за 5-10 минут до поездки без предоплаты.

Фото 6255. Процент водителей использующих ту или иную программу заказа такси

При посадке не спрашивают поедет таксист или нет в то место или иное мето, просто садитесь и говорите куда ехать. Если трудности с португальским языком, то просто покажите на карте нужное место или полный адрес (улица, номер дома, район, город, штат, индекс). Помните, что большинство жителей бразилии не говорит ни на каком иностранном языке кроме своего - португальского, таксисты не исключение. Вам очень повезет, если таксист будет говорить на английском.

После окончания поездки таксист говорит сумму поездки - она отображается на табло таксометра. Оплата в местной валюте - в реалах. Рекомендую иметь разменные купюры, чтобы дать близкую к нужной сумме. Некоторые такси принимают к оплате банковские кредитные карты. На таких такси обычно наклеяны логотипы платежных систем.

Внимание! На переднем стекле должна висеть лицензия с фотографией и именем водителя. Счетчик должен быть включен с начала поездки. Более ответственные таксисты кооперативов. Их можно отличить по логотипу и контактному номеру телефона на задней части боковой темно-синей полосы.

Фото 6254. Таксометр в такси Рио-де-Жанейро

Трюки тасистов

Рио-де-Жанейро не исключение из правил, здесь тоже, как и во многих крупных городах встречаются мошенники, которые дурят нашего брата - туриста. Таких мало, но это к сожалению встречается.

Трюк с подменой купюры

Вы отдаете большую купюру для оплаты, а мгновенье спустя вам водитель показывает купюру меньшего достоинства и просит заплатить оставшуюся часть стоимости. Конечно, водитель незаметно подменил деньги и пытается вас обмануть. Вы говорите, что дали такую-то купюру, а вам показывают меньшую по номиналу, яко бы вами данную. Купюры, которые легко подмениваются: 100 превращается в 2 реала, 10 превращается в 5 реалов. Эти бумажные деньги имеют близкие цвета.

В таких случаях необходимо звать полицию. Для иностранцев работает специальное подразделение - военная туристическая полиция. С ними можно объясниться на английском язые. Неприятно, что вы потеряете время на поезку в участок для разбирательства. В большинстве случаев закон на стороне туриста, т.к. местные уже знают эти трюки.

Трюк с таксометром

Таксист вас сажает, спрашивает куда вам необходимо ехать и едет, не включая счетчика. По окончании поездки достает какой-то тарифный листочек и сообщает по нему стоимость. Естественно, что это противозаконно и это авантюра таксиста. Обычно, поездка при выключенном счетчике выходит дороже.

Очень редко, но вероятность есть, используются таксометры с накруткой. Такой обман вообще нельзя раскусить без специалиста. Таксометр просто наматывает сумму поездки быстрее, чем нормальный. Это сразу можно сказать - нелегальное такси. К счастью, на дорогах Рио-де-Жанейро таксистов часто проверяют и отлавливают нелегалов, т.к. извоз без лицензии в Бразилии противозаконен.

Трюк с тарифом поездки

Вас сажает такси и водитесь включает на таксометре 2 тариф - более дорогой. Если это сделано в дневное время в рабочие дни, то это, возможно, обман. Такой трюк сложно раскусить, ведь вы не знаете что происходит в городе и какие праздники празднуют в Рио-де-Жанейро и в Бразилии в целом, к тому же поспорить на португальском получится с малой вероятностью.

Трюк с маршрутом поездки

Вы берете такси и вас везут до необходимого места. Только дорогу водитель выбирает более длинную, чтобы намотать большую дистанцию. Или едет через улицы с большим количеством светофоров, чтобы побольше получилось из-за простоев. Раскусить такое не просто, т.к. вы не знаете местность и не знаете транспортную обстановку в городе - этим и пользуются некоторые недобросовестные водители такси в Рио-де-Жанейро.

Трюк с местом назначения

Вы показываете таксисту адрес и вас везут. Привозят на место, но место какое-то не такое и отеля вашего нет по этому адресу. Вы показываете адрес снова, а таксист говорит, что вы не точно дали информацию и он перепутал место. Естественно он вас довезет до нужного места, но за это снова необходимо будет платить по новому счетчику. Такое иногда бывает, когда встречаются сходные по написанию имена улиц или даже районов. Иногда, реально без обмана таксисты везут не туда, поэтому, не всегда это обман. Некоторые таксисты просто не так хорошо знают свой город.


Автобус

Автобусы в Рио-де-Жанейро являются основным общественным транспортом с обширной сетью маршрутов по всему огромному городу. Автобусы разных маршрутов принадлежат разным транспортных компаниям, поэтому, стандарта раскраски, качества и комфорта у них нет.

Фото 6248. Один из городских автобусов Рио-де-Жанейро

Автобусные маршруты часто очень длинные, поэтому, выбирая этот вид транспорта будьте внимательны и не пороехайте свою остановку. Остановки не объявляются. Для того, чтобы автобус остановился, необходимо нажать на кнопку остановки на поручнях или дернуть за шнур, который проходит вдоль всего автобуса с обеих сторон у потолка.

Каждый маршрут имеет свой номер остановок - их 5. Поэтому, не пытайтесь сесть на остановках с номером 1 на автобус, который останавливается на остановках с номером 2. Это сделано для того, чтобы на одной и той-же очтановке не скапливалось огромное количество транспорта разных маршрутов. Остановки под разными номерами, обычно, располагаются неподалеку друг от друга.

Фото 6249. Одна из автобусных остановок под номером 1

Оплата производится при входе. В большинстве случаев вход через переднюю дверь. Деньги отдаются кондуктору, который вас пропускает через турникет. Если нет кондуктора, то оплата водителю. Оплачивается проезд 1 раз. Междугородние маршруты имеют двойной тариф - по городу и в другой город. Минимальная стоимость проезда на момен написания статьи - 3,8 реалов.

Внимание! Крепко держитесь за поручни, даже если вы сидите. Манера вождения в Рио-де-Жанейро иногда напоминает гонки Формылы-1. На поворотах часто даже не сбрасывается скорость, а стартуют и тормозят автобусы очень резво. Гоняют как ненормальные из-за того, что оплата водителю идет от количества сделанных рейсов, поэтому они всегда куда-то спешат. Автобусы не останавливаются на остановках, если вы не поднимете руку.

Фото 6250.

Информация на автобусах и внутри

На переднм стекле автобуса есть много различной информации. Зная что это все обозначает, вы без труда поймете как все работает.

  • Обычно, в верхней части или на уровне водителя есть световое анимированное табло. На этом табло отображается номер маршрута, перечисляются ключевые остановки или районы по которым едет этот автобус. К примеру: вам необходимо доехать до Ипанемы, если на табло загорается Ипанема, то это ваш автобус и он пройдет по этому району.
  • На переднем стекле приклеяна обязательно стоимость проезда.
  • Обязательно указывается номера остановок, на которых этот маршрут останавливается. Замечу, что некоторые остановки не имеют номеров и на них могут вас забрать любые автобусы.
  • Если автобус оснащен кондиционером, а таких становится большинство, то пишут AR CONDICIONADO. Такие автобусы легко вычислить по закрытым окнам. Замечу, что в автобусах с кондиционером бывает очень холодно, поэтому местные жители берут с собой легкие курточки, даже когда на улице 40 градусов тепла.
  • На переднем стекле так же указано оборудован ли автобус приспособлением для посадки пассажиров с различными физическими ограничениями. Если есть синий знак с инвалидной коляской, значит есть подъемник и его водители должны использовать по требованию таких пассажиров. Игнорирование таких пассажиров является преступлением в Бразилии.
  • Внутри автобусов есть часть сидений для особых категорий людей - они обозначены, обычно, желтым цветом и рядом есть знак для кого предназначены эти места: пожилые, инвалиды, беременные, люди с грудными детьми, люди с ожирением. На такие места запрещено садиться, если вы не относитесь к указанной выше категории людей, даже если автобус пустой.

Метро

В Рио-де-Жанейро на момент написания этого текста существует 2 линии метро - оранжевая и зеленая. Большую часть обе линии дублируют друг-друга и потом расходятся. Оранжевая линия номер 1 проходит только в Южной и Центральной частях города, а вот зеленая линия номер 2 уходит далеко в Северную часть города. Во многих вагонах работают кондиционеры.

Фото 6251. Станция метро Рио-де-Жанейро

Пересадку с линии на линию можно сделать на станциях: Botafogo, Flamengo, Largo do Machado, Catete, Glória, Cinelândia, Carioca, Uruguaiana, Presidente Vargas, Central. Переход осуществляется без дополнительной оплаты. Зачастую просто необходимо подождать поезда необходимой линии, которые ходят поочередно по одному и тому же железнодорожному пути.

Метро работает с понедельника по субботу с 5:00 до 00:00 часов, в выходные и праздничные дни с 7:00 до 23:00 часов. Стоимость проезда единая для любого количества остановок и протяженности пути. Оплачивается один раз при входе, опустив пластиковый билет в прорезь турникета. Покупается билет в кассе - Bileteria. Стоимость проезда 4,10 реала. Билеты бывают нескольких типов: только на метро и метро + метробус (наземный автобус, временно дублирующий строющиеся ветки). Спаренный билет тоже стоит 4,10 реала.

Фото 6247. Схема линий метро Рио-де-Жанейро

Направление движения выбирается по конечным станциям каждой ветки. У оранжевой линии 1 направления: Uruguai ⇔ General Osório (Ипанема - Южная зона города). У зеленой линии 2 направления: Pavuna ⇔ Botafogo (Ботафого - Южная зона города). Остановки объявляются на португальском и английском языках.

Внимание! В часы пик один из вагонов электропоездов метро отводится только для женщин. Пожалуйста, внимательнее с этим. Штраф за вход мужчине в вагон для женщин составляет до 900 реалов. Там, где вагон для женщин ставят таблички на станции: Carro Exclusivo Para Mulheres. Период действия этого закона с понедельника по пятницу с 6:00 до 9:00 и с 17:00 до 20:00 часов.

Фото 6246. Вагон только для женщин и людей с физическими отклонениями


BRT

BRT Рио-де-Жанейро - это абревиатура от Bus Rapid Transit, что означает Передвижение на Быстрых Автобусах. У этого вида транспорта есть выделенная линия, которая позволяет двигаться практически без пробок между своими остановками, останавливаясь только на светофорах. В Рио-де-Жанейро проложено несколько таких скоростных трасс для автобусов, которые соединяют отдаленные районы между собой.

Фото 7062.

Всего в Рио есть 3 линии быстрых автобусов: Transoeste, Transcarioca, Transolímpica. Стоимость проезда - 3,80 реалов (на сентябрь 2016 года). Подробнее о работе этой системы передвижения можно найти на официальном сайте www.brtrio.com

Внимание! От Международного аэропорта начинается линия BRT Транскариока и проходит она по самым неблагоприятным районам города со всеми остановками.

Расписание

Простой автобус BRT между конечными станциями Alvorada - Tanque работает 24 часа. Останавливается на всех остановках. Экспресс автобус BRT между станциями Alvorada - Galeão (международный аэропорт) работает 24 часа. Экспресс автобус BRT между станциями Alvorada - Tanque работает с понедельника по субботу с 5:00 до 23:00. На схеме ниже приведены названия станций и время их работы.

Фото 7063.


VLT Carioca

VLT Carioca - легкорельсовый трамвай Кариока, состоящий из нескольких линий и проходящий по центральному району города. Линии соединили важные пункты: Внутренний Аэропорт Сантус-Дюмонт с Автовокзалом Ново-Рио, Площадь 15 Ноября и паромную станцию с Центральным Железнодорожным Вокзалом. Стоимость проезда на момент написания статьи 3,80 реалов.

Фото 7145. Вагон трамвая VLT Carioca

После захода в трамвай для оплаты проезда приложите карту к аппарату желтого цвета - к валидатору. Если проезд оплачен, то загорается зеленая лампочка или на экране пишется, что произведена оплата. В принципе, можно войти и без билета, но в случае проверки, вы заплатите штраф 170 реалов, что в более, чем 40 раз дороже проезда и не стоит того. Кстати карты 

Фото 7147. Аппарат самостоятельной оплаты проезда в VLT Carioca

Новые проездные карты можно приобрести в автоматах самообслуживания на станциях Легкорельсового трамвая Рио-де-Жанейро, в них же можно пополнить имеющиеся проездные карты или у продавцов на станциях в форме с надписью RioCard.  Оплата производится как банковскими картами, так и наличными (банкнотами и монетами). Однако, автоматы сдачи при оплате наличными не дают, вся внесенная сумма будет зачислена на счет проездной карты.

Фото 7146. Схема линий новой трамвайной линии VLT Carioca

Покупать пополняемую карту оплаты необходимо заранее. Стоимость карты 3 реала. Дополнительно на карту необходимо положить средства на проезд. В трамвае действуют карты Bilhete Único Carioca и Bilhete Único Intermunicipal. Кстати эти карты универсальни и действуют почти во всем городском транспорте.

КОНТЕНТ ЗАЩИЩЕН © CONTENT WATCH
Копирование и размещение текста этой страницы без прямой обратной ссылки на источник запрещено.
Публикация в печатных и иных СМИ только с авторизации автора.


Booking.com